Содержание.
Вступительная часть
- Административная ответственность: понятие и особенности. Понятие, признаки и юридический состав административного правонарушения.
- Административные наказания.
Заключительная часть.
Введение.
Данной лекцией мы начинаем изучение третьей заключительной части курса административного права России. Часть охватывает вопросы применения норм административного права в связи с нарушениями требований административного законодательства и получила в литературе наименование "Административная юрисдикция". Административная юрисдикция как разновидность правоприменения и вид правоохранительной деятельности является составной частью административного процесса, в пределах которой рассматриваются правовые нормы о признании действий субъектов административными правонарушениями и применение к ним мер административного воздействия. Основное содержание административной юрисдикции составляет производство по делам об административных правонарушениях. Помимо этого в разделе "административная юрисдикция" мы рассмотрим ряд таких важных проблем как понятия административного проступка и его состав, административные наказания и порядок их наложения, характеристика отдельных видов административных правонарушений и субъектов административной юрисдикционной деятельности, содержание административных производств и стадии производства по делам об административных правонарушениях.
Необходимо пояснить содержание термина “административная юрисдикция”. Наиболее часто термин “юрисдикция” воспринимают как очень близкий по содержанию к термину “компетенция”. Это широкое понимание юрисдикции. Юрисдикция в собственном или узком смысле представляет собой деятельность, права и обязанности органов власти, но лишь в той части компетенции, которая связана с разрешением юридических дел и завершается применением мер государственного принуждения к правонарушителям. Под административной юрисдикцией (схема 2) понимается совокупность прав и обязанностей должностного лица (органа) по рассмотрению и разрешению конкретной группы индивидуальных юридических дел в сфере государственного управления, и применению по результатам рассмотрения к правонарушителям мер административного принуждения, преимущественно в виде административного наказания. То есть речь идет об определенном типе правоприменительной деятельности в форме юридического процесса, завершающегося вынесением правоприменительного акта.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ.
Общественная жизнь, трудовая деятельность, отдых граждан регламентируется правовыми нормами, важное место среди которых занимают административные нормы (правила). К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, пожарной безопасности, санитарные и ветеринарные правила, правила охоты, правила рыбной ловли и охраны окружающей природной среды, правила паспортной системы и многие другие, которые должны выполнять (соблюдать) граждане. Они устанавливаются в законах, указах, постановлениях правительства, решениях местных органов власти и их администрации.
Нарушение таких правил, если это предусмотрено уголовным законодательством, может повлечь уголовную ответственность виновного. Но в большинстве своем вред от нарушения упомянутых правил не настолько велик, чтобы их нарушение считалось преступным. Для подобных случаев государство устанавливает административную ответственность. Административные правонарушения являются одним из наиболее распространенных видов правонарушений. Они посягают на разные виды общественных отношений, служат питательной средой для преступности. Борьбой с ними заняты многие государственные органы и общественные организации, в том числе органы внутренних дел, которые выполняют свои функции, используя определенные формы и способы правовой деятельности. Подавляющее большинство граждан соблюдают Конституцию, предписания других законов и подзаконных актов. Но в нашем обществе есть лица, игнорирующие нормы общественной жизни, не соблюдающие общеобязательные правовые предписания, т.е. допускающие правонарушения.
В отношении их государство вынуждено применять меры юридической ответственности.
В теории права юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его отдельных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований норм права.
В зависимости от характера деяний, посягающих на охраняемые отношения, правонарушитель может быть привлечен к уголовной, гражданско-правовой, административной или иной ответственности. Наличие разных видов ответственности обусловлено многими обстоятельствами: характером противоправных деяний, степенью их общественной опасностью, характером причиняемого ими вреда, видом охраняемых правом общественных отношений, а также задачами в области охраны правопорядка. Так, меньшая степень общественной опасности правонарушения влечет применение административной, а не уголовной ответственности; причинение имущественного вреда - гражданско-правовой ответственности, а нарушения по службе - дисциплинарной ответственности.
Все виды ответственности имеют в принципе общие объективные и субъективные основания, каким является противоправность действия (бездействия), наличие вреда, причинная связь между действием и наступившим результатом, вина нарушителя.
Разные виды юридической ответственности имеют свои особенности. Они отличаются по органам, их применяющим, основаниям применения и методам воздействия на правонарушителя, выражающимся в степени осуждения и порицания его противоправного поведения и характера претерпеваемых им лишений.
Возможно, сформулировать два понятия административной ответственности. Первое указывает на специфику административной ответственности в сравнении с другими видами юридической ответственности. Второе в большей степени показывает особенности административной ответственности с точки зрения ее содержания как вида правоприменительной юрисдикционной деятельности.
Под административной ответственностью понимается (схема 3) возникшие в связи с административным правонарушением в сфере государственного управления правоотношение между государством в лице органа административной юрисдикции наложить на правонарушителя административное наказание, а также в обязанности правонарушителя претерпеть, понести определенные законом лишения личностного, материального, морального и организационного характера.
С другой стороны под административной ответственностью следует понимать (схема 4) применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения, в целях их наказания, воспитания, в целях восстановления нарушенных правоотношений, а также предупреждения новых правонарушений как со стороны нарушителей, так и других лиц.
Содержание административной ответственности с этой точки зрения двояко. С одной стороны, это деятельность уполномоченных государством субъектов по применению норм административного права в связи с конкретным нарушением административно-правовых норм. С другой стороны, содержание административной ответственности заключается в реализации, исполнении обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия в виде определенного административного наказания за административный проступок.
Цель административной ответственности состоит (схема 5), в наказании нарушителя, служит его воспитанию в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, предупреждению новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами, а также восстановлению нарушенных общественных отношений, ликвидации его последствий.
Оказываемое в результате привлечения к административной ответственности воздействие на правонарушителя связано с осуждением его противоправного деяния государством в лице полномочного органа, налагающего наказание. Применяемые при этом меры содержат элемент кары, выступают в качестве наказания: лишение определенной суммы денег (штраф), ограничение некоторых прав (управления автомототранспортом, охоты, приостановление действия лицензии, ее отзыв или аннулирование) и т. п. Назначение наказания влечет не только осуждение действий нарушителя, но и определенные отрицательные последствия, которые могут проявиться при совершении повторно однородного правонарушения в течение года.
Понятие административной ответственности не совпадает с административным принуждением. Если административное принуждение представляет совокупность всех принудительных мер, которые используют органы внутренних дел и другие полномочные органы в борьбе с правонарушениями, то ответственность - его составная часть, выражающаяся в применении лишь административных наказаний. В понятие административной ответственности включается применение не всех, а только материальных карательных санкций. Этот вывод подтверждается указанием в ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях на то, что административное наказание является мерой административной ответственности.
По сравнению с другими видами юридической ответственности административная ответственность имеет специфические особенности. Она отличается по органам ее применяющим последствиям возложения, основаниям и процедуре применения. В законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.
В целом особенности административной ответственности сводятся к следующему (схема № 6.1):
1) Административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях - нормами административного права.
2) Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный поступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.
3) Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной - физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т. п. Природа этих мер не определена в законодательстве.
4) Мера административной ответственности - административное наказание, т.е. за административные правонарушения предусмотрены административные наказания(схема 6.2). За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные наказания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.
5) Административная ответственность реализуется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также суды (судьи). Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные наказания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке. В отличие от уголовной и гражданской правовой ответственности, определяемой лишь судом, административная ответственности чаще всего применяется органами государственного управления, с которыми нарушитель не находится в служебных или иных организационных отношениях. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и применять меры административной ответственности, определены в ст. 22.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
6) Административные наказания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.).
7) Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока. Различные формы уголовной и административной ответственности. Первая выражается в большей репрессивности, более суровом характере мер уголовного наказания и наступлении более тяжких последствий для осужденных. Административные меры воздействия даже в том случае, когда они применяются су- дом и народными судьями, не влекут судимости нарушителя. Различны и сроки для наступления этих видов ответственности; они значительно короче (не позднее 2 месяцев) применительно к административной ответственности.
8) Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.
Отмеченные выше особенности административной ответственности касались в основном характеристики ее материального содержания. Однако рассматриваемый вид ответственности реализует не только на основе норм материального права. Административной ответственности, как и другим видам юридической ответственности, присущ свой процессуальный порядок ее осуществления. Полномочные органы и их должностные лица, применяя к правонарушителю меру административного наказания, вступает с ним в административно-процессуальные правоотношения. Эти правоотношения возникают с момента установления должностным лицом нарушения и правонарушителя, составления протокола, направления его по подведомственности и прекращаются с приведением в исполнение наложенного наказания. Материальные же правоотношения остаются до истечения предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ годичного срока со дня окончания исполнения наказания. Если в течение этого срока лицо не совершило нового административного правонарушения, то оно считается не подвергавшимся административному наказанию.
Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами реализации - административные наказания.
Принципы административной ответственности. (схема 7).
Под принципами административной ответственности понимаются основные требования, соблюдение которых обязательно при привлечении к административной ответственности и назначении административных наказаний.
К ним относятся: законность; ответственность за вину; индивидуальность ответственности (наказания); неотвратимость ответственности; целесообразность ответственности; гласность ответственности. Понятие содержания отдельных принципов.
Принцип законности наряду с требованием неуклонного исполнения законов и иных нормативных актов всеми гражданами, организациями и должностными лицами с точки зрения материального права заключается тем же и в том, чтобы административная ответственность имела место лишь за деяния, предусмотренные законом, и только в пределах закона (См. ст. ст. 1.1; 1.6; 1.7 КоАП).
Принцип ответственности за вину предполагает привлечение к административной ответственности лишь лицо, виновно совершившее административный проступок, т.е. обладающее всеми признаками субъекта административного правонарушения и проявившее определенную степень осознания общественного деяния и последствий деяния в умышленной либо неосторожной форме (ст. ст. 1.4; 2.3 – 2.6 и др. КоАП).
Индивидуальность ответственности состоит в привлечении лица к административной ответственности исключительно за его деяния, и соразмерность вида и меры наказания содеянному. (Ст. ст. 2.2; 4.1).
Принцип неизбежности ответственности означает его неизбежность. Ни одно правонарушении не должно оставаться без реакции со стороны государства. Реальное претворение в практику данного принципа зависит от эффективности деятельности правоприменительных органов. Ст. 3.1 КоАП РФ определила срок, в течение которого может быть наложено административное наказание в 2 месяца (ст. ст. 4.5; 4.6).
Целесообразность предполагает соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры воздействия целям административной ответственности (ст. 3.1).
ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
В литературе основания административной ответственности часто подразделяются на два вида: нормативные и фактические. Под нормативными понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется административная ответственность. Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное наказание.
Однако выделение нормативного основания в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством. Так, установлено, что в определенных случаях за преступления могут применяться меры административной ответственности. Некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными. В литературе они называются административно-дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в "чистом" виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение.
Состав административного правонарушения.
Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от смежных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.
В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, но его содержанием обосновывается правомерность и сущность такого понятия. Состав административного правонарушения - совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.
Состав административного проступка, как и иного правонарушения, образуется из следующих элементов: объекта, объективной и субъективной сторон, субъекта (схема 18).
Объектом (схема 19) административного проступка являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и охраняемые мерами административной ответственности. При этом не все управленческие отношения выступают как объект административного проступка, а лишь те из них, которые регулируются административно-правовыми нормами, обеспеченными санкциями в виде конкретных административных наказаний.
Каждое деяние, образующее административный проступок, посягает на конкретные общественные отношения, складывающиеся в определенных областях общественной жизни.
Для характеристики объекта административного проступка важен не родовой, а специальный объект противоправного посягательства - то есть конкретные отношения, которые регулируются и охраняются административно-правовыми нормами. В ст. 2.1 КоАП РФ определен перечень объектов административных правонарушений, которыми являются государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления.
Для определения состава проступка необходимо установить, что действиями нарушителя причинен вред конкретным общественным отношениям.
Объективную сторону (схема 20) административного проступка характеризует совокупность внешних признаков и обстоятельств поведения нарушителя (наличие противоправного действия или бездействия, противоправных последствий, причиной связи между противоправным действием (бездействием) и наступившими последствиями). При этом для состава административного проступка в отдельных случаях, предусмотренных законом, не требуется наличия всех указанных признаков. Есть административные проступки, которые не сопровождаются причинением вредных последствий материального характера. Они противоправны и вредны объективно, самим фактом совершения запрещенных правом действий - сквернословие или появление в нетрезвом состоянии в общественных местах, нарушение правил паспортной системы и т.д. Для таких проступков характерно и отсутствие причинной связи.
В то же время административная ответственность может наступить и за причинение вреда. При этом обязательным элементом состава проступка будет наличие противоправных последствий и причинной связи между ними и противоправным деянием. Причинение вреда может сопровождать как противоправное действие, так и противоправное бездействие.
Многие административные проступки, особенно нарушения общественного порядка характеризует не только особенность действий нарушителя, включая, например, повторность, но и обстановка, время, место их совершения, а в некоторых случаях и способ совершения. Например, совершение правонарушения в присутствии большого количества людей, во время ночного отдыха трудящихся (с 23 до 7 часов), в сроки, не предназначенные для охоты или рыбной ловли, с использованием недозволенных орудий лова - заколов, сетей с меньшим размером ячей, применением взрывчатых материалов, электротока и т. п.
В законодательстве такие случаи оговариваются (см., например, ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и поэтому они должны учитываться правоприменительно к практике полномочных органов.
Субъектами административного правонарушения признаются: а) физические лица; б) организации, т. е. юридические лица (схема 21).
Среди физических лиц различаются а) граждане; б) другие, весьма разнообразные категории лиц, признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежностью к религиозным объединениям.
Для отдельной категории лиц эти факторы обуславливают дополнительные основания для административной ответственности, для других -ограничение применению ее мер.
К числу первой группы относятся должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. Так, должностные лица в качестве таковых признаются субъектами административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил, обеспечение и выполнение которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.
Ко второй группе относятся военнослужащие срочной службы, беременные женщины, имеющие детей до 14-летнего возраста, инвалиды II и I групп, несовершеннолетние. Так, к военнослужащим срочной службы не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам не может применяться арест и т. п. Кодекс РФ об административных правонарушениях в общей форме определяет, что административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста (ст. 2.3).
Административная ответственность граждан наступает за нарушение ими своих обязанностей в отдельных сферах внешнего государственного управления. При этом объектом их противоправных посягательств и являются общественные отношения в этих сферах управления.
В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения проступка 16-летнего возраста. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административное правонарушение, применяются меры, предусмотренные положениями о комиссиях по делам несовершеннолетних, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, эти лица могут подлежать административной ответственности на общих основаниях.
Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.
Из этого следует, что должностные лица несут административную ответственность не только за нарушение установленных правил своими собственными действиями, но и за неправомерные указания, толкающие подчиненных на нарушение ими установленных правил, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил иными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг их обязанностей. Например, заведующий магазином несет административную ответственность за нарушение подчиненными ему продавцами правил торговли и непринятие им в этой связи соответствующих мер, а также за допущение распития гражданами спиртных напитков в магазине.
Находящиеся на территории России иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции, разрешается дипломатическим путем.
Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения в дисциплинарном порядке. Из этого общего положения в ст. 2.6 КоАП РФ имеются исключения. Смысл их сводится к тому, что при нарушениях, не связанных по службе, когда военнослужащие выступают как обычные граждане (водитель личного автомототранспорта, охотник, рыболов, пассажир), указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако в силу особенностей воинской службы в Кодексе оговорено: к ним не могут быть применены административные наказания в виде штрафа, лишение водительских прав, исправительные работы и административный арест.
При привлечении к административной ответственности военнослужащих или лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел полномочный орган (должностное лицо) вместо наложения наказания может передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализ правовой природы административных наказаний подтверждает нашу первоначальную посылку о том, что административное наказание является наиболее важным видом мер административного принуждения, отличающимся мерой насильственного воздействия, совокупностью признаков и характеристик, особым порядком назначения. Действующий кодекс и иные нормативные акты об административной ответственности, хотя и устанавливают основные требования к содержанию и порядку назначения административного наказания, содержат отдельные недостатки и носят переходный характер. Очевидно, мы должны ориентироваться на содержание проекта кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Тем не менее, до принятия данного кодекса положения, изложенные в лекции остаются актуальными, их необходимо закрепить при подготовке к семинарским и практическим занятиям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий