Введение
Тема моего исследования «Великие люди эпохи Возрождения».
Я выбрал эту тему , потому что меня интересует эпоха Возрождения в целом. Именно в этот период наиболее высоко стала цениться образованность , искусство освободилось от запретов и ограничений , обратилось к свету , радостям земного бытия.
Возрождение – период в культурном и идейном развитии стран Западной Европы (в Италии Х1V-XVIвв. , в других странах конец XV-начало XVIIвв.) , переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.
Отличительные черты культуры Возрождения – антифеодализм в своей основе , светский характер , гуманистической мировоззрение , обращение к культурному наследию античности , как бы «возрождение» , отсюда и название эпохи.
Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Его предвестниками уже на рубеже XIII-XIV выступили поэт Данте , художник Джотто и другие. Творчество деятелей эпохи Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека , его воли и разума . Утверждается идеал гармоничной , раскрепощенной творческой личности , обращение к человеку происходит как к высшему созданию бытия.
В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания , дворцы ,галереи с использованием всевозможных арок ,колоннад , сводов , придающих постройкам величественность , гармоничность , соразмерные человеку этой эпохи.
Художники ( Донателло , Леонардо да Винчи , Рафаэль и др. ) также последовательно овладевали отражением всего богатства действительности : передачей объема , пространства , света , изображением человека в реальной среде- в интерьере или пейзаже.
Литература эпохи Возрождения создала величайшие памятники , соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре.
В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся открытия в области географии , астрономии , анатомии . Идеи Возрождения способствовали разрушению феодально-религиозных представлений и во многом отвечали потребностям зарождающегося буржуазного общества.
В Англии эпоха Возрождения началась несколько позже , чем , например , в Италии. Но у нее здесь были свои важные отличия.
Время это в Англии было трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми , кто не хотел , чтобы она освободилась от влияния
Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с Испанией , оберегавшей во всей Европе власть католицизма.
Естественно , первыми , кто стал выражать в книгах мысли и чувства нового времени , были гуманисты. Они не могли говорить лишь о том , как прекрасно быть человеком – они видели страдания простых англичан.
В начале XVIв. появилась книга первого великого гуманиста Англии Томаса Мора «Утопия». В ней описывался вымышленный остров Утопия – общество будущего , где царят справедливость , равноправие , изобилие. Книга Томаса Мора оказала огромное влияние не только на современников , но и на развитие коммунистических идей в будущем.
Сильнее всего идеи Возрождения в Англии воплотились на сценах театров. В английском театре работала большая группа талантливых драматургов – Грин , Марло , Кид и др. Их обычно называют предшественниками Шекспира , творчество которого вобрало в себя и развило все лучшее , что было в их произведениях.
Поэтому Шекспир , на мой взгляд , является самым ярким представителем этой эпохи , а герои его произведений – подлинными героями своего времени , стремящимися быть гармоничными , свободными и счастливыми.
Биография
Созданные три с лишним века назад трагедии, исторические хроники и комедии Шекспира живут до сих пор , волнуют и потрясают воображение зрителей.
Лучшие театры мира и выдающиеся актеры поныне считают для себя экзаменом и счастьем поставить и сыграть шекспировский спектакль.
Увидев такой спектакль или просто прочитав пьесу Шекспира , хочется , наверное , побольше узнать о том , кто создал эти произведения. Но это не так просто.
О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений. Шекспир не писал воспоминаний и не вел дневника. Нет у нас и его переписки с современниками. Не сохранились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь несколько документов , в которых упоминаются разные обстоятельства его жизни. Каждый из этих документов , даже если в нем лишь несколько слов о Шекспире , исследован и истолкован . Редчайшими историческими ценностями считаются те немногие клочки бумаги , на которых рукой Шекспира написано несколько строк или просто стоит его подпись.
Нужно было приложить очень много труда , чтобы мы могли прочитать о Шекспире то , что должен знать о нем каждый образованный человек.
Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком английском городке Стратфорде , расположенном на реке Эйвон. Его отец , Джон Шекспир , был в городе видным человеком и занимал разные должности в системе городского самоуправления , вплоть до бейлифа (в1568г.). Мать , Мери , была дочерью Роберта Ардена, мелкопоместного дворянина из Уорикшира ,происходившего из древнего рода католиков Ардена.
Рассказ о детстве и юности Шекспира полон красочных подробностей. Однако наука не может признать их вполне достоверными.
Учился он скорее всего в Стратфордской грамматической школе - одной из лучших провинциальных школ Англии , где сыновья горожан получали бесплатное образование , главным образом изучая латинский язык и литературу.
Документальных сведений о его жизни после крещальной записи нет , вплоть до разрешения на брак с Энн Хетуэй из Стратфорда , выданного 27 ноября 1582г.Первый их ребенок , дочь Сьюзен , была крещена 26 мая 1583 года , близнецы Гамнет и Джудит – 2 февраля 1585 г.
Когда Шекспиру было немногим более 20 лет , ему пришлось внезапно покинуть Стратфорд. Молодой Шекспир отправился в Лондон.
ворчество Уильяма
Шекспира
В предыдущем разделе мы коснулись темы творчества Шекспира, упоминая его как автора и постановщика своих гениальных пьес. Но он писал не только пьесы.
Шекспиру принадлежит цикл из 154 сонетов, опубликованный (без ведома и согласия автора) в 1609 году , но написанный по-видимому, еще в 1590-х годах . Во всяком случае уже в 1598 г. промелькнуло сообщение о его «сладостных сонетах , известных близким и друзьям» и явившихся одним из самых блестящих образцов западноевропейской лирики эпохи Возрождения. Успевшая стать популярной среди английских поэтов форма под пером Шекспира засверкала новыми гранями, вместив в себя огромнейшую гамму чувств – от интимных переживаний до глубоких философских раздумий и обобщений.
Исследователи давно обратили внимание на тесную связь сонетов и драматургических произведений Шекспира. Эта связь проявляется не только в органическом соединении лирического с трагическим, но и в том ,что идеи , одухотворяющие шекспировские трагедии , живут и в его сонетах.
Так же, как и в трагедиях, Шекспир затрагивает в сонетах постоянно волновавшие человечество проблемы бытия , ведет речь о счастье и смысле жизни , о соотношении времени и вечности , о бренности человеческой красоты и о ее величии. об искусстве , способном преодолеть неумолимый бег времени , о высокой миссии поэта.
Вечная, неисчерпаемая тема любви, одна из центральных в сонетах, тесно переплетена с темой дружбы. В любви и дружбе поэт обретает подлинный источник творческого вдохновения независимо от того , приносят ли они ему радость и блаженство или же муки ревности , печаль , душевные терзания.
Тематически весь цикл сонетов принято делить на две группы : считается , что первая (1-126) обращена к другу поэта , вторая (127-154) – к его возлюбленной – «смуглой леди».
В произведениях Шекспира, впрочем как и большинства поэтов и писателей эпохи Возрождения, важное место занимает тема дружбы . Она рассматривается как высшее проявление человечности. В такой дружбе гармонично сочетаются веления разума с душевностью.
Не менее значительны сонеты, посвященные любви. Если в сонетах Петрарки и его английских последователей обычно воспевалась златовласая англоподобная красавица, гордая и недоступная, то Шекспир , напротив , посвящает ревнивые упреки смуглой брюнетке – непоследовательной , повинующейся только голосу страсти.
Шекспир писал свои сонеты в первый период творчества, когда еще сохранял веру в торжество гуманистических идеалов. Даже отчаяние в знаменитом 66-м сонете находит оптимистический выход в «сонетном ключе». Любовь и дружба пока выступают, как в «Ромео и Джульетте» , силой , утверждающей гармонию противоположностей. Разрыв Гамлета с Офелией еще впереди , как и разорванность сознания , воплощенная в принце датском. Пройдет несколько лет, и победа гуманистического идеала отодвинется для Шекспира в далекое будущее.
Самое примечательное в шекспировских сонетах – постоянное чувство внутренней противоречивости человека. То вдруг источник наивысшего блаженства порождает боль, то , наоборот , в тяжких муках рождается счастье.
И все-таки главным делом Шекспира , страстью всей его жизни была работа драматурга , создание пьес. Язык его трагедий отличается необыкновенным богатством и красочностью. Его драматургия занимает почетное место в репертуаре театров всего мира.
Ликующая радость жизни , прославление здравого , сильного , отважного , ярко чувствующего , смело думающего человека – вот основное в первых пьесах Шекспира – комедиях «Укрощение строптивой» , «Комедия ошибок» , «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», написанных в 1593-1600гг. В них выражена важная для эпохи Возрождения мысль : человека нужно судить не по платью, не по знанию , не по сословию и богатству , а по его поведению и личным качествам. Трудно найти в мировой драматургии пьесу такую же сказочно-веселую, ясную, волшебную , как «Сон в летнюю ночь». Поэтическое воображение Шекспира породило в ней фантастические , близкие к народным сказкам образы Горчичного Зернышка . Паутинки , Мотылька. Их участие в судьбе любящих приводит к счастливой развязке.
Но благородным гуманистическим идеям Возрождения не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с горечью это ощущает. В его следующих пьесах тоже выражены идеи Возрождения , но краски пьес становятся мрачнее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов Возрождения с суровой реальностью. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели героев , особенно дорогих ему . воплощающих светлые гуманистические идеи.
Юные Ромео и Джульетта – герои первой великой трагедии Шекспира (1594г.) – пламенно любят друг друга. Любовь их наталкивается на непреодолимую преграду – старинную вражду семейств. В неравном поединке с вековыми предрассудками , с кровавыми и бессмысленными законами , Ромео и Джульетта погибают. Но в их любви , не смирившейся с предубеждениями старины . заключена высокая нравственная победа.
Пьесы Шекспира шли на сцене лондонского театра «Глобус» , который был похож на круглый загон под открытым небом. Приезжий иностранец , посетивший в 1599 году первое представление пьесы «Юлий Цезарь» , назвал этот театр домом с соломенной крышей. Он имел в виду крышу над сценой. Свое название театр получил от статуи Геркулеса , поддерживающего плечами земной шар.
После постановки «Юлия Цезаря» с 1601 по 1608 гг. Шекспир создал самые великие свои трагедии – «Гамлет» , «Король Лир» , «Макбет» , «Отелло». Датский принц Гамлет горько скорбит о своем умершем отце. Но вдруг он с ужасом узнает – отец не умер , он был убит. Убийца- родной брат убитого , дядя Гамлета – не только унаследовал престол покойного короля , но и женился на его вдове – матери Гамлета.
В трагедии изображено , как Гамлет вначале обличает лицемерие коронованного преступника , а затем и мстит ему за смерть отца. Но это только внешние события пьесы. Трагедия рисует сложные раздумья благородного человека о природе зла . о порочном королевском дворе , о лжи . таящейся в дворцовых стенах . о болезнях , которыми поражен век словно бы «вывихнутый в своих суставах».
Великий критик В.Г. Белинский писал о Гамлете : «Это душа , рожденная для добра и еще в первый раз увидевшая зло во всей его гнусности». Одиночество Гамлета – это одиночество человека , который опередил время , находится в трагическом разладе и поэтому погибает.
В последние годы творчества Шекспира (1608-1612гг.) его пьесы приобретают иной характер. В них звучат сказочные , фантастические мотивы. Но и в этих пьесах – «Перикл» , «Зимняя сказка» , «Буря» - Шекспир осуждает деспотизм и своевластие , встает на защиту дорогих ему идеалов , прославляет силу любви , веру в лучшие побуждения человека , утверждает естественное равенство всех людей. Восклицание героя одной из этих пьес: «Как прекрасно человечество!»- может служить знамением эпохи Возрождения , подарившей миру Шекспира.
Шекспир – автор 37 пьес , 2 поэм , а также 154 сонетов , отличающихся горячим чувством , насыщенностью мысли. Творчество Шекспира является одной из вершин художественной культуры эпохи Возрождения. Шекспир пережил разочарование в английском театре , уходившем от того великого пути , по которому он его вел. А может быть в годы молчания он вынашивал замыслы новых гениальных созданий , которым так и не суждено было сбыться из-за смерти поэта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий